Начнём издалека. Лауреат важнейшей британской награды за произведения актуального искусства - Тернеровской премии 1995 года Дэмиэн Херст - замечательный мастер конъюнктуры и самопиара. Он художник, которого знают все любители прекрасного. Знают, потому что ненавидят. Ненавидят, потому что он подрывает все устои, ломает то, что прививалось веками, возводит в прекрасное то, что должно пугать.
Так, в 2004-м Херст продал за $12 миллионов одну из своих самых известных работ - заполненный формалином аквариум с акулой. Полное название работы: «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Работа не менее показательная для конца прошлого века, чем, скажем, «Фонтан» Марселя Дюшана - для его начала. Для выставки в Мексике Херст изменил название акулы в формалине на короткое, но от того более меткое и понятное «Бог умер». Сделка стала рекордной для ныне живущих художников...
И в очередной раз Херст дал повод для своих недоброжелателей к «двухминутке» злорадства, представив вниманию общественности новое произведение – настоящий человеческий череп, украшенный драгоценными камнями. Бедный Йорик!
Новое творение Херста специалисты уже назвали самым дорогим произведением современного искусства...
Экспонат оценивается в 50 миллионов фунтов - это 100 миллионов долларов...
Для создания «шедевра» Херст приобрел в лондонском магазине череп 35-летнего европейца, жившего в середине XVII века...
И украсил его 8601 бриллиантом общим весом 1106,18 карата...
Под бриллиантами скрывается платиновая основа, на которую они крепятся...
Зубы, сделанные специально для этого проекта обошлись Херсту в 14 миллионов долларов...
Таким образом, работа обошлась самому художнику примерно в двадцать миллионов долларов. Эту цифру назвал Фрэнк Данфи, менеджер Херста...
Несмотря на столь коммерческий подход, художник назвал свою работу «Ибо это есть любовь к Богу»... Это строка из Первого послания Иоанна...
Автор полагает, что инкрустированный череп «возвышает и захватывает дух»...
С 3 июня по 7 июля 2007 года экспонат - бриллиантовый череп, инкрустированный британским художником Демиэном Херстом - выставляется в лондонской галерее White Cube.